Министерство просвещения разослало в регионы инструкцию для работников образования с рекомендациями, как остановить агрессивное поведение школьника так, чтобы никто не пострадал, пишет РБК со ссылкой на пресс-службу ведомства.
В разработанном для педагогов документе говорится, что задача учителя в такой ситуации — «не подавить ученика, чтобы не закрепить силовую модель поведения, а помочь справиться с этим состоянием, снизить злость и агрессию в моменте». Для этого педагогам советуют восстановить самоконтроль (сделать несколько вдохов, принять устойчивую позу, коснуться спиной опоры).
В инструкции подчеркивается, что в любой ситуации учителя должны действовать в правовом поле, не применять физическую силу, не кричать и не переходить на личности. Агрессия учащегося может быть связана как со сложностями в социализации, так и в копировании взрослых или в проблемах дома, а грубость иногда бывает сигналом внутреннего кризиса, напоминают авторы документа. В конфликте учитель должен сохранять самообладание, а не стремиться победить в споре с учеником.
Также педагогу предлагается задать себе несколько вопросов о ситуации. В том числе характерно ли в целом такое поведение для агрессивного школьника, насколько в инцидент вовлечены другие ученики и угрожает ли им опасность. В зависимости от этого он должен отвечать на эмоции, давать рациональные реакции или привлекать к ситуации охрану, правоохранительные органы и так далее.
Если школьник физически атакует педагога, тому следует обеспечить эвакуацию других учеников, поручить кому-нибудь позвать дежурного учителя или охрану и сохранять дистанцию с агрессором.
Разговаривая с участником такого конфликта, педагог должен вербализовать его эмоции («Я вижу, ты злишься, ты расстроен. Это происходит из-за…?»). Также стоит перефразировать слова нападающего, не говоря при этом с позиции обвинения или отторжения («Я правильно понял, что ты…?», «Тебя сейчас задело…?»). Учитель при этом должен исключить из своей речи агрессию и негатив и обращаться к нападающему, чтобы тот подтверждал или опровергал его предположения, сказано в инструкции. Педагогам, к примеру, советуют говорить не «Успокойся!», а «Тебе важно, чтобы я услышал тебя?».
Учителю рекомендуется постараться перенести дискуссию с агрессором за рамки урока и предложить ему поговорить позже один на один (причем такие беседы нельзя откладывать или отменять). Если ученик согласился, педагог должен пообщаться с ним, чтобы разобраться в ситуации, а затем проинформировать о разговоре классного руководителя, школьного психолога, службы медиации и родителей. При общении с ними акцент стоит сделать не на жалобе на поведение ребенка, а на необходимости выработать единую стратегию его воспитания. Наконец, попавшему в подобную ситуацию учителю рекомендуется самому восстановиться, не пренебрегая помощью коллег и психологов.